среда, 19 октября 2011 г.

О радиоприемниках, частотах и конденсаторах...


После покупки нового телефона, стал я гулять по вечерам с собачкой под звуки радио. 
В такой маленькой коробочке поместилось столько всего! И даже радио! В моем детстве радио - это ламповый приемник "Люкс". С отличным звуком и устойчивым приемом, но поди с таким погуляй...

Честно говоря, не очень хорошо МТС955 принимает радио сигнал. иногда волна уходит, появляются хрипы... Да и контент вечерних программ оставляет желать лучшего. Что-то пока я не полюбил ни одну радиостанцию. А вот история одна припомнилась...

Для не посвященных в различия УКВ и FM диапазонов, я подготовил ссылку на статью в Википедии

Для ленивых скажу просто - это два разных диапазона вещания радио.  Т.е. они никогда не пересекались. Это было сделано из тех же соображений, из каких в свое время в России выбрали иную, чем на западе колею железнодорожных путей.

Во времена, когда начал приоткрываться железный занавес, по счастливой случайности мне достался японский двухкассетник с радио. О том, что записанные на нем кассеты лучше было не ставить на хорошую стационарную аппаратуру - отдельный разговор. Но, к моему тогдашнему разочарованию, УКВ-FM диапазон перекрывал только заграничные частоты, на которых не было ни одной нашей станции, только пшшшшшшшш.... Как же я расстраивался тогда! Но, мне повезло: в жизни были хорошие учителя. Тогда в мастерских техникума, где я  работал, был один зав лаб - Петров Владимир Алексеевич - наш "кулибин" от Бога. Он ремонтировал любую электронику, часы, холодильники, пылесосы и прочую бытовую и не только технику. Его особенностью было - запоминать прочитанное в технической литературе. Это была ходячая энциклопедия с золотыми руками. Если он сейчас жив - дай Бог ему здоровья! И еще, если у него что-то не получалось - вылетали искры и дым в прямом смысле, он говорил спокойно с еврейским акцентом: "Мойща сделал закоготки..." (почему именно Мойша сделал закоротки я догадываюсь, хотя он был Петров :-)).

Так вот он научил меня, изложив прежде теорию, припаять пару конденсаторов прям поверх печатной платы, чтобы диапазон принимаемых частот сдвинулся в "НАШУ" сторону. Чего мне тогда стоило решиться вскрыть иностранный агрегат! Даже отвертку пришлось специальную изготовить, чтобы до тех, утопленных глубоко в корпусе, винтиков добраться. Как разбирал механизм, чтобы добраться до печатной платы, до того заветного места... Если представить, что японские производители не баловали отечественных радио любителей электрическими принципиальными схемами, то без теории Петрова, без полученных от него точных знаний тех примет, по которым я должен был на печатной плате найти четыре нужные точки (по две на каждый конденсатор), обойтись было невозможно.

Теория не подвела. FM сменился на УКВ при принесенном в жертву стерео декодере, перенастроить который не представлялось возможным. Ну и пусть, колонки-то все равно очень близко одна к другой, какой там стерео эффект?!

А теперь у всех смартфоны... :-)

PS Есть ли волшебник, который вытащит из голубого вертолета старый ламповый "Люкс" в рабочем состоянии, купленный по объявлению "Из рук в руки"?  Или хотя бы "Ригонду"...

(Фото позаимствовано на сайте 
http://www.hammarlund.ru/IMOGENHASSALL/L/lux.htm)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Пожалуйста, оставьте Ваш комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.